Юридическая консультация Задайте вопрос юристу "Правовой помощник" Информационно-правовой бюллетень Онлайн ТЕСТ Проверь свою юридическую грамотность Контакты Все контакты АЮР по РИ Форум Обсуждение актуальных тем
Архив теле- и радиопередач с участием членов Совета ИРО АЮР

Заключение по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы Постановления Правительства Республики Ингушетия «О социальной поддержке многодетных семей» от 17 апреля 2002 года №140

 

Заключение

по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы Постановления Правительства Республики Ингушетия «О социальной поддержке многодетных семей» от 17 апреля 2002 года №140

 

г. Магас                                                                                                                                   09.06.2015 г.

 

Ингушским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьей 11 Закона Республики Ингушетия от 04.03.2009г. № 8-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Ингушетия» и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010г. № 96 проведена независимая антикоррупционная экспертиза Постановления Правительства Республики Ингушетия «О социальной поддержке многодетных семей» от 17 апреля 2002 года №140 в целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Ингушское региональное отделение Ассоциации юристов России аккредитовано в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность, распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 07.12.2010г. №10199-р (свидетельство об аккредитации от 10.12.2010г. № 1002).

По результатам экспертизы составлено настоящее заключение в соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010г. № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований».

В постановлении выявлены коррупциогенные факторы.

В пункте 1 постановления предусмотрено, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5.05.1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" Правительство Республики Ингушетия постановляет определить семьи, имеющие пять и более детей в возрасте до 18 лет, как многодетные семьи, однако в соответствии с абзацем 1 статьи 22 Закона Республики Ингушетия от 29 ноября 1999 года №27-РЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» многодетной признается семья, имеющая на содержании и воспитании троих и более детей в возрасте до восемнадцати лет.

В пункте 2 постановления для многодетных семей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, утвержденного Правительством Республики Ингушетия установлены следующие меры социальной поддержки:

- скидку в размере 30% установленной платы за пользование отоплением, водоснабжением, водоотведением, газом и электрической энергией в пределах социальных норм;

- бесплатный проезд на внутригородском транспорте для учащихся общеобразовательных учреждений;

- бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей до 6 лет в пределах установленного лимита.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992 г. №431 Правительству Республики Ингушетия надлежит установить для многодетных семей следующие льготы:

- скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

- бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

- бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

- бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

- бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;

- один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

Аналогичные льготы также установлены в статье 22 Закона Республики Ингушетия от 29 ноября 1999 года №27-РЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства».

В пункте 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, нуждающимся в социальной поддержке также предусмотрено, что удостоверение многодетной семьи выдается органами социальной защиты населения по месту его фактического проживания на основании заявления и расчета среднедушевого дохода, произведенного для назначения ежемесячного пособия на ребенка, на соответствующий период, но не более одного года.

В абзаце 2 статьи 22 Закона Республики Ингушетия от 29 ноября 1999 года №27-РЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» установлено, что многодетные семьи имеют право на предоставление денежной компенсации в порядке, определяемом Правительством Республики Ингушетия, в размере 30 процентов от расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

То есть закон предусматривает льготы для многодетной семьи независимо от уровня среднедушевого дохода.

В связи с этим, пункт 1 постановления и пункт 3 порядка приняты с нарушением компетенции органа государственной власти, а пункт 2 постановления предусматривает необоснованное установление исключений из общего порядка для граждан по усмотрению органа государственной власти, что в соответствии с подпунктами «в» и «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02. 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» являются коррупциогенными факторами.

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов, предлагаем:

1.в пункте 1 постановления слово «пять» заменить словом «троих»;

2.в пункте 2 постановления:

а) слова «среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, утвержденного Правительством Республики Ингушетия» исключить.

б) меры социальной поддержки привести в соответствие с подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992 г. №431 и статьей 22 Закона Республики Ингушетия от 29 ноября 1999 года №27-РЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства».

3.В пункте 3 порядка слова «и расчета среднедушевого дохода, произведенного для назначения ежемесячного пособия на ребенка, на соответствующий период, но не более одного года» исключить.

 

 

Эксперт Ингушского

регионального отделения

Ассоциации юристов России                                                                                              М.К. Ведзижев