Юридическая консультация Задайте вопрос юристу "Правовой помощник" Информационно-правовой бюллетень Онлайн ТЕСТ Проверь свою юридическую грамотность Контакты Все контакты АЮР по РИ Форум Обсуждение актуальных тем
Архив теле- и радиопередач с участием членов Совета ИРО АЮР

Оздоев Д.Э. Конституционное закрепление принципа всеобщего уважения прав человека.

 

 

Оздоев Джамбулат Эдалгиреевич

Уполномоченный

по правам человека

в Республике Ингушетия

Конституционное право на защиту в межгосударственных органах (часть 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации), прежде всего, обусловлено необходимостью соблюдения Россией принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод. Статья 17 Конституции Российской Федерации провозглашает: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права...". Принципы международного права - это универсальные императивные нормы международного права, которые являют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений, юридически закрепленные начала современного международного права, его фундамент. Отражая общественную практику, общепризнанные принципы международного права, выражают волю практически всего мирового сообщества. И.И.Лукашук, подчеркивая историческую обусловленность принципов международного права, подчеркивает, что они специфическим образом определяют основы взаимодействия субъектов международного права, закрепляя основные права и обязанности государств. "Принципы, - пишет он, - отражают уровень осознания государствами закономерностей системы международных отношений, своих национальных и общих интересов"[1].

Основные принципы современного международного права не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни коллективно. Соблюдение принципов международного права является строго обязательным для всех участников международных отношений Их действие распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами. Следовательно, любые попытки не соблюдать принципы международного права недопустимы, так как наносят урон сохранению и поддержанию цивилизованных отношений между государствами.[2]

Принцип всеобщего уважения прав и основных свобод человека является одним из таких международно-правовых принципов. Его содержание раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларации принципов, которыми государства - участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащейся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

Становление принципа всеобщего уважения прав человека непосредственно связано с принятием Устава ООН. В Уставе ООН впервые была закреплена универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать права человека и основные свободы. Согласно статье 55 Устава ООН, государства берут на себя обязательство содействовать "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии". В статье 56 Устава ООН подчеркнуто, что все члены Организации обязуются

предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для этой цели. Этот принцип в дальнейшем был конкретизирован во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в принятых в 1966 г. Международном пакте о гражданских и политических правах, а также Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и десятках других международно-правовых актах. Принцип уважения прав человека является главным и для региональных организаций. Принятый в 1949 г. Устав Совета Европы установил, что членам Совета может быть лишь государство, которое способно и стремится соответствовать установленным Уставом принципам, а именно принципу верховенства права и принципу, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, пользуются правами человека и основными свободами.[3] Устав Содружества Независимых Государств (СНГ) в качестве одной из основных своих целей указывает "обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права" (статья 2). Обеспечение прав и основных свобод человека отнесено "к сферам совместной деятельности государств-членов" (статья 4).

Согласно принципу всеобщего уважения прав человека, их обеспечение и защита перестали быть исключительно внутренним делом государств. Принцип уважения основных прав и свобод человека, налагает на государства соответствующие обязательства по соблюдению международных стандартов защиты прав человека и предполагает сотрудничество государств в этой сфере, вплоть до взаимного контроля. Вместе    с    тем,    этот    принцип    не    может    противостоять    другим

основополагающим принципам международного права, а именно: уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга.

Принцип всеобщего уважения прав человека, как и все другие принципы, "признанные цивилизованными нациями", согласно статье 38 Статута Международного суда, наряду с договорными нормами и обычаем, являются основным источником международного права. Суд применяет их, решая переданные ему на основании международного права споры.

Таким образом, принцип уважения прав человека, утвердившийся после Второй мировой войны стал одним из важнейших принципов как международного, так и конституционного права. Появляется новая отрасль международного права, определяющая обязанности государств по обеспечению всем людям, независимо от расы, языка, религии, пола, основных прав и свобод.[4]

Права и свободы человека и гражданина как подсистема современного конституционного права состоит из совокупности принципов и норм, определяющих обязанность государств по обеспечению и соблюдению основных прав и свобод человека, объединяет институты личных прав, политических прав и социально-экономических прав,[5]2 без всякой дискриминации, как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов,  а также  устанавливающих  ответственность  за  преступное

нарушение этих прав.[6] Можно с полным основанием считать, что принцип уважения прав и основных свобод человека и гражданина является консолидирующим началом сближения конституционного и международного права в важнейших вопросах построения правовых, демократических государств как основы цивилизованного миропорядка.

Правовая система государства должна строиться таким образом, чтобы не только не расходиться с общепризнанными принципами и нормами, но и содействовать их реализации. В этой связи, обращает на себя внимание универсальная концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека на основе общепризнанных принципов и норм международного права, согласно которой все права человека неделимы, составляют единый комплекс. Из их совокупности нельзя исключить хотя бы одну составляющую в ущерб другим. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права или свободы, какому бы то ни было другому. Так как, в этом случае, будет нарушен общий принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип универсальности прав человека.[7]

Принцип уважения прав человека может быть реализован только в условиях демократии, важнейшим элементом которой является господство права. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Упрочение господства права" (49/194) подчеркивается, что "господство права является существенным фактором в защите прав человека".

Конституция Российской Федерации (статья 15), отражая этот универсальный процесс сближения конституционного и международного права, включила принцип всеобщего уважения прав человека, наряду с другими принципами международного права, в национальную правовую систему, придав ему силу прямого действия на всей территории страны. На основании этого принципа, Конституция Российской Федерации (статья 2) объявила, что, уважение и соблюдение конституционных прав является обязанностью государства. Как справедливо отмечает И.А.Ледях, "принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции Российской Федерации, адресован всем ветвям государственной власти, связывает и обязывает их".[8] Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания прав и свобод человека не отчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (статья 17 часть 2 Конституции Российской Федерации 1993 г.). Тем самым Конституция признает основные права, как существующие независимо от конкретного законодательства, естественные права человека и гражданина.

Конституция также определила соответствующую международным стандартам систему юридических механизмов реализации и защиты прав и свобод человека. В ее основе конституционное правосудие, в лице Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита, административно-правовые формы защиты. К числу юридических механизмов, обеспечивающих защиту прав и свобод каждого, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 46) относит международные средства правовой защиты, к которым может прибегнуть каждый после исчерпания всех внутригосударственных средств.

Положение, объявляющее принцип всеобщего уважения прав человека частью правовой системы России, открывает возможность прямого

действия и применения норм международного права органами власти, включая суды. Заинтересованные физические и юридические лица могут ссылаться прямо на нормы международного права при разрешении споров между собой и с государственными органами, учреждениями и организациями.[9]

Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус человека и гражданина. Конституция России в статье 19 выделяет три основных аспекта его проявления: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.

Признание универсальности принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод расценивается представителями отечественной юридической науки как вторжение международного права в сферу, которая всегда считалась относящейся к внутренней компетенции государств, и в которой очень сильно проявляются специфические черты различных общественных систем. Однако, это "вторжение" регулирующего воздействия международного права в область прав человека не означает ни того, что права человека регулируются международным правом непосредственно, ни того, что они перестали быть, в основном, внутренним делом государств. Конвенции о правах человека непосредственно не предоставляют прав индивидам, но устанавливают взаимные обязательства государств по предоставлению им таких прав.

Включение в российскую правовую систему компонентов международного    права    как    нормативного    характера,    так    и    не ограничивающихся определенными нормативными рамками, отражает интернациональную общественную практику, стремление народов к справедливому миропорядку. Итак, на сегодняшний день, можно с уверенностью констатировать, что принцип уважения прав человека, возникший и утвердившийся как реакция на угрозу человечеству, является одним из основополагающих принципов современного российского конституционного права. Подобно нормам российского права, принципы и нормы международного права могут быть использованы субъектами правоприменения в качестве источника права. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации", справедливо относя принципы и нормы международного права к нормативному компоненту правовой системы Российской Федерации, ограничивает число признанных в международном праве принципов. К числу принципов, которые являются в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации частью ее правовой системы, особое внимание уделяется принципу уважения прав человека, закрепленному во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах[10].

В этой связи нельзя согласиться с встречающейся в российской юридической науке точкой зрения, что "общепризнанные принципы и нормы международного права могут непосредственно применяться во внутригосударственной сфере, восполняя пробелы в законодательстве, но не могут быть применены вместо противоречащих им норм национального права"[11].

В такой постановке вопроса отрицается правовая природа принципов международного права как императивных норм международного права, норм jus cogens.



[1] Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. - М., 1996. - С. 121-123.

[2] См.: Матвеева Т.Д. Международное право. Курс лекций. - М., 2001. - С. 25-28.

 [3] Статья 3  Устава Совета Европы//Международные акты о правах человека. Сборник документов - М., 2000. - С. 538.

[4] Тункин Г.И. Теория международного права. - М., 2000. -С. 68., Карташкин В.А.
Международная защита прав человека (Основные проблемы сотрудничества государств).  - М., 1976. С.46.

[5] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. -
М, 2002.-С.37.

[6] Права человека. Учебник для вузов./Ответственный редактор - член-корр. РАН,
доктор юридических наук Е.А. Лукашева. - М., 2006. -С.494.

[7] См.: Международное право. - М., 1994. - С. 298.

 [8] Там же. - С.277.

[9] Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под ред. Топорнина Б.Н. –M., 1994.-С. 116.

 [10] Постановление № 8 Пленума Верховного Суда от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"/БВС РФ. - 1996. - № 1.

[11] Мелешников   А.В.   Оговоры   и   отсылки   международного   и   российского законодательства  / Проблемы юридической техники. Н.Новгород. 2005. С.437.