Юридическая консультация Задайте вопрос юристу "Правовой помощник" Информационно-правовой бюллетень Онлайн ТЕСТ Проверь свою юридическую грамотность Контакты Все контакты АЮР по РИ Форум Обсуждение актуальных тем
Архив теле- и радиопередач с участием членов Совета ИРО АЮР

Седьмой номер ежеквартального информационно-правового бюллетеня «Правовой помощник»

 

 

0002

12 декабря 2013 года Конституции Российской Федерации исполняется 20 лет.

В жизнедеятельности современного российского общества ей принадлежит особое место. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения, закрепляет основы конституционного строя, принципы организации государственной власти. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.

Вне всякого сомнения, Конституция - основа демократического развития общества, поскольку устанавливает равноправие граждан, гарантирует права и свободы, ограничивает произвол государства. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности и определенности в развитии общественных отношений.

Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.

В голосовании (референдуме) по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 избирателей или 54,8% зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тысяч 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.

Конституция вступила в силу 25 декабря 1993 года с момента ее официального опубликования.

Принятие и вступление в силу Конституции 1993 года ознаменовало собой начало качественно нового этапа в истории российской государственности.

Конституция РФ является ядром правовой системы Российской Федерации и основным источником всех отраслей права. Она выступает как концентрированное внешнее выражение связи человека и государства, устройства государства и организации государственной власти, имеющее огромное значение для нормального существования этих отношений и требующее поэтому повышенного внимания со стороны конституционного права.

Конституция закрепляет юридическое равноправие всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы распространяется на все органы государственной власти, органы местного самоуправления, всех должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.

 

  1. I.Понятие Конституции

 

Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.

Конституция (от латинского constitutio - устанавливаю, учреждаю) - обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных. Регулирующая роль Конституции касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы - социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая Конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы Конституции, как и право в целом, оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.

Конституция РФ - это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно - правовой акт, посредством которого народ устанавливает основные принципы устройства общества и государства, определяет систему органов государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция РФ обладает такими юридическими свойствами:

- учредительный характер (нормы Конституции закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные органы и т.д.);

- легитимность (Конституция - это акт, принимаемый, как правило, народом, или от имени народа);

- верховенство (Конституция имеет верховенство на всей территории РФ, обеспечивает формирование правового государства, подчинение государства праву);

- прямое действие (Конституцию РФ должны соблюдать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения);

- реальность (соответствие норм Конституции складывающимся в действительности общественными отношениями, способность объективно отражать достигнутое в политической, экономической, социальной и других сферах);

- наличие базовых, основных принципов(она определяет процесс правотворчества - устанавливает порядок и субъектов принятия правовых актов, содержит перечень нормативных правовых актов, которые должны быть приняты в соответствии с ней);

- программность (конституционные положения придают ориентацию развитию общества, характеризуют общность важнейших целей государства, личности, в какой-то степени отражают общенациональную, общенародную идею);

- стабильность (обеспечивает сохранение принципов общественного и государственного строя);

- особая охрана (в ней задействована вся система государственных органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных правовых формах).

 

 

  1. II.Структура Конституции

 

Каждая часть Конституции - это элемент её структуры как юридического акта.

Действующая Конституция РФ состоит из двух разделов - первый содержит главы (1-9), второй - заключительные и переходные положения.

Преамбула, т.е. вводная часть, дана для уяснения содержания Конституции, её особенностей. Она имеет вспомогательное значение. Воздействие конституционной преамбулы усиливается в сочетании с конкретными нормативными предписаниями Основного закона государства.

В преамбуле Конституции России 1993 года провозглашаются основные устремления народа и его нравственные идеалы. Подчеркивается преемственность российской государственности, необходимость сохранения исторически сложившегося государственного единства, преемственность демократического строя. В преамбуле отражены нравственные ценности - гуманизм, стремление к счастью, добру, благополучию и процветанию России, гражданский мир, согласие, свободы, права человека. Преамбула провозглашается от имени народа России, осознающего себя как единое целое. Подчеркивается ценность патриотизма, любви к Отечеству, памяти предков. 

На первое место в Конституции выдвигаются разделы и главы, закрепляющие основы конституционного строя, механизм народовластия.

Раздел первый состоит из девяти глав.

Глава 1 «Основы конституционного строя»  закрепляет базовые принципы российского государства, в частности определяет, что Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, которая состоит из  республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит, перечень, как прав, так и обязанностей человека и гражданина. Например: каждый имеет право на жизнь, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы и т.д.

Глава 3 «Федеративное устройство» характеризует состав государства, правовое положение его составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством

В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:

- государственная целостность;

- единство системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

- равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

Глава 4  «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное Собрание»   раскрывает основы организации и деятельности парламента РФ и включает в себя 16 статей, которые закрепляют статус Федерального Собрания — парламента как представительного и законодательного органа РФ; порядок формирования Федерального Собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации — верхней палаты парламента и Государственной Думы — нижней палаты парламента; нормы о законодательном процессе в РФ.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в РФ. В частности, в ней закреплены порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок выражения недоверия Правительству и его отставки.

Глава 7 «Судебная власть» содержит 12 статей, характеризирующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Прокуратуры РФ.

Глава 8 «Местное самоуправление» закрепляет систему местного самоуправления в РФ, функции местного самоуправления в РФ, гарантии местного самоуправления.

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей Конституции, и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

Второй раздел Конституции Российской Федерации 1993 года составляют заключительные и переходные положения, обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

 

  

  1. III.Этапы развития Конституции Российской Федерации

 

На изменение конституции влияют многие факторы - интересы различных социальных групп, преобразование формы правления или государственного устройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на государство, право, их общественную роль.

Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима.

Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале Х1Х века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны.

Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти.

Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр II, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.

Декреты первых лет послереволюционного периода отражали ликвидацию капиталистической системы хозяйства, национализацию крупной собственности, помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старого государственного аппарата - администрации, суда, армии, полиции, земства.

Конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937, 1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах. Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство России.

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г., отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России.

Третья Конституция РСФСР была принята 21января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя, права и обязанности граждан, избирательная система, система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры.

Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированным документом. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственной идеологией. Государство провозглашалось основным орудием построения социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма.  Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.

С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Необходимость конституционных перемен назревала объективно, вследствие чего 12 декабря 1993 года была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

 

 

  1. IV.Основные права и свободы человека

 

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения и делятся на три группы.

  1. 1.Личные права и свободы:

-право на жизнь;

- право на достоинство личности;

-право на свободу и личную неприкосновенность;

-право на неприкосновенность жилища;

-право на неприкосновенность частной жизни;

-свобода мысли и слова;

-право на определения национальности на пользование родным языком;

-право на свободу передвижения и места жительства;

-свобода совести и вероисповеданий;

-право на свободное использование своих способностей и имущества;

 

2. политические права и свободы:

-право создавать союзы и объединения;

-право проводить собрания митинги и демонстрации;

-право на участие в управлении делами государства;

-право избирать и быть избранным;

-право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию;

 

3. Социально-экономические и культурные права и свободы:

-свобода экономической деятельности;

-право на частную собственность;

-право на труд и отдых;

-право на жилище;

-право на социальное обеспечение;

-право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

-право на благоприятную окружающую среду;

-право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом;

-право на образование;

-право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям;

-свобода творчество и преподавания;

-право на судебную защиту;

-право на получение квалифицированной юридической помощи;

-право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления;

 

 

 

  1. V.Конституционные гарантии прав и свобод человека

 

В современных демократических государствах конституционные гарантии прав и свобод человека представляют собой совокупность установленных конституцией процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека, а также установленные конституцией правозащитные институты вместе с основными принципами их деятельности, и, наконец, содержащиеся в конституции особые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека. Можно сказать, что в широком смысле любое положение конституции, любой установленный ею демократический институт если не прямо, то косвенно является гарантией прав и свобод человека.

Одной из важных черт демократического государства является то, что провозглашенные Конституцией права и свободы граждан обеспечиваются определенными средствами со стороны государства, его органов, должностных лиц. Такие средства обеспечения (гарантии) различны по форме, но имеют одну цель – создать условия для полной реализации прав и свобод граждан.

 

Виды гарантий, используемые современными государствами, сводятся к следующим:

экономические гарантии;

политические гарантии;

юридические гарантии;

идеологические гарантии.

Экономические гарантии – реальные материальные средства, которыми государство, общественные объединения и частные лица обеспечивают предоставленные гражданам права и свободы. Следует иметь в виду, экономический уклад, базирующийся на частной собственности, гарантирует лишь создание равных возможностей реализации прав и свобод, а не предусматривает полную экономическую поддержку своих граждан.

Политической гарантией основных прав и свобод граждан является деятельность государственных органов и должностных лиц по обеспечению реализации прав и свобод организационными мерами (прием граждан, внимательное и своевременное рассмотрение их жалоб и заявлений, способствование своими актами восстановлению нарушенных прав и свобод).

Юридические гарантии прав и свобод граждан охватывают, прежде всего, их нормативное обеспечение, а также деятельность правоохранительных органов по охране прав и свобод граждан. Особая роль здесь отводится судебным органам, которые в результате проводимой сейчас судебной реформы должны стать главной формой государственной охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В этом плане уже сейчас большую работу проводит Конституционный суд Российской Федерации, на который возлагается обязанность по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Велика роль своевременного и справедливого наказания лиц, нарушающих права человека и гражданина.

Идеологические гарантии предполагают воспитание граждан, направленное на добровольное исполнение возложенных на них обязанностей, отказ от нарушения прав и свобод других граждан.

 


  1. VI.Процедура изменения действующей конституции РФ 1993 года

Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г. предусмотрена в главе 9 - "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".

Субъектами законодательной инициативы, то есть лицами, наделенными правом вносить в Государственную Думу законопроекты либо выступать с законодательными предложениями, являются: Президент Российской Федерации; Совет Федерации; Государственная Дума; Правительство Российской Федерации; законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации; группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. (ст. 134 Конституции РФ).

За период существования Конституции Российской Федерации в нее внесено 2 изменения:

  1. 1)Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы"

- в части 1 статьи 81 Конституции Российской Федерации было установлено, что Президент Российской Федерации избирается на 4 года, а после изменения данной статьи срок исполнения полномочии Президента Российской Федерации увеличился на 2 года, то есть Президент Российской Федерации избирается на 6 лет;

- до изменения части 1 статьи 96 Конституции Российской Федерации Государственная Дума избиралась сроком на 4 года, а после изменения избирается на 5 лет.

2) Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации"  а именно статьи 103 и 114 дополнены нормами, расширяющими контрольные полномочия Государственной Думы по отношению к Правительству Российской Федерации, предусматривающими представления Правительством РФ ежегодных отчетов в Государственную Думу.

Кроме того, в настоящее время на рассмотрении Совета Федерации находится принятый Государственной Думой Закон о внесении дополнений в Конституцию Российской Федерации, предусматривающий объединении Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

 

  

  1. VII.Конституционный Суд Российской Федерации

 

Существенную роль в обеспечение прямого действия Конституции играет Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд Российской Федерации, состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Он вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;  договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации.

  5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

 

 

  1. VIII.Практика Конституционного Суда Российской Федерации

 

Конституционный Суд РФ, активно занимаясь соответствующими вопросами, оказывает своими решениями весьма позитивное влияние на законотворческую и правоприменительную практику, способствует разрешению существующих противоречий в сфере социально-экономической и политической жизни.

6 декабря 2012 года Конституционным Судом Российской Федерации провозглашено Постановление по делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л.А.Пугиевой.

Заявительница по настоящему делу гражданка Л.А.Пугиева, распоряжением руководителя  Администрации Главы Республики Ингушетия от 29 сентября 2011 года в связи с отсутствием на службе с 26 по 28 сентября 2011 года была освобождена от должности начальника отдела кадров и государственных наград Администрации Главы Республики Ингушетия и уволена с государственной гражданской службы за прогул.

В данном решении Конституционный Суд РФ запретил увольнять с государственной гражданской службы, проходящих государственную гражданскую службу беременных женщин по инициативе работодателя, которые не находятся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего государственного органа, в том числе при совершении дисциплинарного проступка и гарантируется сохранение рабочего места.

30 января 2013 года Конституционным Судом Российской Федерации провозглашено Постановление по делу о проверке конституционности абзаца десятого  статьи 2  Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 1999 года № 175-ФЗ в связи с жалобой гражданина К.В. Чумакина.

Заявитель по настоящему делу гражданин К.В.Чумакин, 15 ноября 2011 года уволенный из ОАО «АВТОВАЗ» в связи с истечением срока трудового договора,  обратился в Центр занятости населения городского округа Тольятти с целью регистрации в качестве безработного, однако получил отказ со ссылкой на то, что он является членом (участником) жилищного накопительного кооператива «Русский Кредит».

В данном решении Конституционный Суд РФ позволяет членам жилищных накопительных кооперативов, которые, приобретая в целях удовлетворения своих потребностей в жилых помещениях статус учредителя (участника) этой некоммерческой организации, не осуществляющие в качестве таковых экономическую деятельность, направленную на регулярное получение дохода, приобретать статус безработного.

17 января 2013 года Конституционным Судом Российской Федерации провозглашено Постановление по делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Маслянский хлебоприемный пункт».

Конституционный Суд РФ решил, что применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа, установленного оспариваемой нормой, переходит в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Положение части 5 статьи 19.8 КоАП РФ признано не соответствующим Конституции РФ, постольку, поскольку установленный этим положением значительный минимальный размер административного штрафа, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения и обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

10 октября 2013 года Конституционным Судом Российской Федерации провозглашено Постановление по делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 32 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части первой статьи 10 и части шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Б. Егорова, А.Л. Казакова, И.Ю. Кравцова, А.В. Куприянова, А.С. Латыпова и В.Ю. Синькова. 

Оспариваемые нормы Федерального закона устанавливают, что не имеют права быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления граждане Российской Федерации, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями.

С учетом положений данного решения Конституционного Суда РФ, Федеральному законодателю надлежит, незамедлительно внести надлежащие изменения в подпункт «а» пункта 32 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также установить процессуальные гарантии, обеспечивающие возможность восстановления пассивного избирательного права граждан, судимость которых снята или погашена, в случае принятия нового уголовного закона, в соответствии с которым совершенное ими деяние более не признается тяжким или особо тяжким преступлением.

5 марта 2013 года Конституционным Судом Российской Федерации провозглашено Постановление по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь».

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным; формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются данным Федеральным законом, иными федеральными законами (пункт 1); к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления (пункт 2); порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3); внесение платы, определенной пунктом 1 данной статьи, не освобождает субъекты хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (пункт 4).

С учетом положений данного решения Конституционного Суда РФ, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации подлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, которые – исходя из конституционного предназначения платы за негативное воздействие на окружающую среду – в единстве с положениями законодательства о лицензировании, нормировании и тарифном регулировании в области охраны окружающей среды обеспечивали бы стимулирующую функцию пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления.

 

 

  1. IX.Глоссарий

 

  1. 1.Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.
  2. 2.Закон – нормативный правовой акт, регулирующий важнейшие вопросы государственной и общественной жизни, принимаемый законодательным (представительным) органом государственной власти или путем референдума.
  3. 3.Суверенитет – верховенство и независимость государственной власти.
  4. 4.Государство – организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, националистических, расовых, и т.п.) в пределах определенной территории. 
  5. 5.Референдум – всенародное голосование.
  6. 6.Федеративное государство – сложное, союзноегосударство, объединяющее административно-территориальные или национальные образования - субъектов (членов) федерации
  7. 7.Правовое государство – государство, всядеятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципамправа.
  8. 8.Демократическое государство – государство, организация и деятельностькоторого направлена на признание и обеспечение суверенитета (полновластия) народа, прав и свобод человека и гражданина.
  9. 9.Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
  10. 10.Гражданин – лицо, находящееся в устойчивой правовой связи с определенным государством.
  11. 11.Социальное государство – государство с социально ориентированной экономикой, создающее фактические и юридические условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.
  12. 12.Местное самоуправление – система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
  13. 13.Права человека – это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию. Эти права взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы.
  14. 14.Обязанность человека – определенная законом мера должного поведения участника данного (конкретного) правоотношения-носителя этой обязанности.
  15. 15.Политическое убежище – этопредоставление государством лицувозможности укрыться от преследований пополитическиммотивам,которым он подвергся в стране своего гражданства.
  16. 16.Субъект государства –   разнообразные по форме территориальные образования (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), непосредственно входящие в состав Российской Федерации в качестве составных частей единого федеративного государства.
  17. 17.Депутат – это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  18. 18.Народ – это несколько поколений людей, находящихся между собой в родственных отношениях на протяжении веков и продолжающих воспроизводить родственные отношения между собой путем рождения детей.
  19. 19.Власть – воздействие одних людей на поведение других, при этом одни подчиняют своей воле других.
  20. 20.Идеология – система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных обществ, социальных классов и групп.
  21. 21.Профессиональный союз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
  22. 22.Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.
  23. 23.Правосудие – это деятельность органов судебной власти по рассмотрению и разрешению дел в порядке конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

  

 

IX. Заключение

 

Конституция РФ - это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно - правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер. Главная проблема - реализовать этот потенциал, обеспечив адекватную интерпретацию Конституции в контексте развития России, ее государственной и общественной жизни.

Юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФ характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена.

Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой системы России. Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости общественного и государственного строя.

В заключение стоит отметить, что система охраны Конституции РФ еще находится в стадии становления и далека от идеала. Но, несмотря на это, возникновение такой системы свидетельствует о повышении роли Конституции в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку именно Конституция, принятая всенародным голосованием, должна ограничивать граждан РФ от произвола государственных органов, обеспечивать достойное существование всем гражданам России и не допустить возврата к тоталитаризму.