Юридическая консультация Задайте вопрос юристу "Правовой помощник" Информационно-правовой бюллетень Онлайн ТЕСТ Проверь свою юридическую грамотность Контакты Все контакты АЮР по РИ Форум Обсуждение актуальных тем
Архив теле- и радиопередач с участием членов Совета ИРО АЮР

Материалы

Представлен законопроект об особенностях банкротства предпринимательских групп (15.12.2011г.)

Минэкономразвития РФ сегодня представило на своем официальном сайте проект поправок в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся особенностей банкротства предпринимательских групп.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время предпринимательские группы являются весьма распространенной формой ведения бизнеса. Учитывая высокую степень организационно-правовой и (или) имущественной связанности отношений внутри предпринимательских групп на практике часто возникают ситуации, когда у нескольких членов предпринимательской группы либо всей группы в целом имеются признаки банкротства, а у контролирующего лица такие признаки могут отсутствовать. Однако нормы действующего законодательства о несостоятельности не учитывают особенностей организации и функционирования предпринимательских групп, а воспроизводят процессуальный принцип "один должник – одно дело о банкротстве".

Законопроектом предлагается ввести и в российское законодательство специальные положения, регулирующие вопросы процессуальной координации (объединения) дел  о несостоятельности (банкротстве) должников — членов одной предпринимательской группы. В частности, вводится термин "предпринимательская группа", под которым понимается совокупность двух или более взаимозависимых юридических лиц, которые в продолжение не менее чем одного года до возбуждения дела о банкротстве предпринимательской группы были подконтрольны одному контролирующему лицу — члену этой предпринимательской группы и в течение указанного периода осуществляли свою основную деятельность под централизованным управлением контролирующего лица на основе единых управленческих, производственных и (или) технологических процессов. Критерии взаимозависимости определяются в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ. Контролирующее лицо в данном случае определяется исходя из общего термина, используемого для целей законодательства о несостоятельности, применительно к нескольким должникам в составе предпринимательской группы.

Предусматривается возможность возбуждения единого производства по делу о банкротстве в отношении всех членов предпринимательской группы при наличии у них признаков банкротства (за исключением контролирующего лица) и в случае, если информация об их нахождении в составе такой предпринимательской группы была публично раскрыта в порядке, установленном регулирующим органом.

Кроме того, вводится возможность объединения нескольких уже возбужденных дел о банкротстве в отношении должников – членов предпринимательской группы в единое производство на стадиях наблюдения или конкурсного производства.

Также устанавливаются положения, допускающие: подачу в арбитражный суд объединенного заявления должников или конкурсных кредиторов, уполномоченного органа о банкротстве должников – членов предпринимательской группы; формирование единого реестра требований кредиторов и проведение в отношении таких должников единых процедур, применяемых в делах о банкротстве (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение); ведение производства по делу о банкротстве должников – членов предпринимательской группы в одном суде, назначение одного (общего) арбитражного управляющего.

Данные положения, по мнению разработчиков законопроекта, позволят в первую очередь открыть новые возможности для одновременного применения консолидированных как реабилитационных, так и ликвидационных процедур в отношении всех должников, входящих в группу компаний, облегчат процесс получения достоверной информации о финансовом положении членов группы, характере сделок, заключенных между ними в преддверии возникновения признаков банкротства, создадут условия для сокращения затрат на проведение процедур банкротства.